Художественный руководитель Луганского академического украинского музыкально-драматического театра на Оборонной, народный артист Украины, народный артист ЛНР Михаил Голубович в интервью журналистам «Луганского информационного центра» рассказал об открытии нового театрального сезона, будущих премьерах, гастролях и фестивальных планах.
– Михаил Васильевич, когда состоится открытие нового театрального сезона?
– Планируем открывать новый 77-й театральный сезон 2 сентября восстановленным спектаклем «Тарас Бульба». Мы считаем, что этот классический материал очень актуален сегодня. Потому что он поднимает вопросы нравственности, духовности, любви к родной земле. Это постановка 2008 года. Когда в Луганске начались боевые действия, часть труппы разъехалась, и спектакль был временно снят с репертуара. Но теперь в него влились новые люди, и, на наш взгляд, от этого спектакль только выиграл.
Одно из подтверждений: когда у нас был московский театр «Курсив», актеры попросились к нам на прогон «Тараса Бульбы». Честно скажу, они были под большим впечатлением. Надеемся, что луганский зритель тоже воспримет спектакль хорошо.
– А какой-то пролог, театрализованное действо перед началом планируется?
– В прошлом году на открытии сезона все работники театра проходили по красной дорожке. И это было очень важно для них. Даже слесарь дядя Миша, которому 80 лет, прошел по красной дорожке. И по сей день с гордостью всем об этом рассказывает.
Но мы не повторяемся, в этом году будет немножко другое. Был написан сценарий пролога, но возникли определенные проблемы с лошадьми, которые не приучены идти в карете. Так что какие-то вещи приходится менять на ходу. Пока сохраним интригу, зрители все сами увидят на открытии.
Театрализованное шествие начнется в 14.00 на площади у театра, а спектакль – в 15.00.
– Спектакль будет на украинском языке?
– Естественно, ведь он имеет особый колорит. Многие задают вопросы, не боимся ли мы. А чего бояться? Причем здесь язык? Хотя люди разные есть. Я хорошо помню один случай. Мы репетировали какую-то сцену во дворе возле театра. Проходит мимо женщина, остановилась, посмотрела. Прошла метров пять, повернулась и говорит: «Бандеровцы!». И пошла дальше. Ну, что это такое?
В1812 году Россия воевала с Францией, но, тем не менее, никто не отказался от французского языка. Наоборот, считалось престижным знать его. В свое время Карл V сказал: «Сколько языков знает человек, столько раз он человек». И это очень правильно!
Мне часто задают вопрос, как я отношусь к украинскому языку. Да абсолютно нормально! Вы посмотрите, в центре Луганска стоит памятник Тарасу Шевченко, и никто его краской не обливает. Украинский театр существует, и люди сюда ходят. Совершенно правильно как-то сказал глава Республики Игорь Плотницкий: «Мы же не с языком воюем». Так что как работали, так и будем работать.
Кстати, буквально на днях мне звонил автор пьесы «Тарас Бульба», писатель Леонид Тома. Он узнал, что восстановили спектакль, и хочет приехать к нам на открытие сезона.
– Заглавную роль, как и прежде, будете исполнять вы?
– Да. Это не новая для меня роль, потому что я играл Тараса Бульбу в нашем спектакле до восстановления и пять с половиной лет работал в Запорожье на острове Хортица в ландшафтном спектакле. И даже имел какое-то отношение к его созданию.
Как-то у меня возникла идея перенести действие «Тараса Бульбы» на ландшафтный спектакль – это совсем другое восприятие. Тогда в русскую труппу пришел Евгений Иванович Головатюк, и я в разговоре с ним как-то сказал: «Вот бы поставить…». Он запомнил это. И когда уже уехал из Луганска в запорожский театр, позвонил мне и сказал: «Слушай, помнишь, ты рассказывал, что хочешь на натуре сыграть Тараса Бульбу? Но при одном условии – ты приедешь, и сам будешь работать». Я вначале удивился этому предложению, говорю: «Что, некому у тебя играть Тараса Бульбу? Ты хочешь своих артистов обидеть?». Потом было еще много звонков, и меня уговорили, я начал ездить туда на репетиции. В самом спектакле было занято до 200 человек: весь состав запорожского академического театра, хор филармонии Запорожья, клуб единоборств «Спас», подразделение «Беркута», конный театр и так далее.
А я верховую езду осваивал еще в кавалерийском полку. У его командира генерал-лейтенанта Осликовского была особая манера обучения. Перед тем как ты садишься на неоседланную лошадь, он давал два пятака. Один пятак правым коленом прижимать к крупу лошади, второй – левым. И попробуй уронить! У генерала был кнут, метров 13 – по плечам как врубит, невольно сидеть научишься.
Так вот, когда я приехал на Хортицу, мне дали коня. Я, конечно, своих навыков не показываю, проверил, что мне надо. Залез на лошадь – вроде бы, не очень-то умело. А все стоят, смотрят. Я шажком вышел, потом погнал галопом. И вдруг слышу: «Михаил Васильевич, пожалуйста, на площадку». И я вылетаю на центр, перепрыгиваю через голову лошади, она на дыбы встала – и все. И вдруг в микрофон говорят: «Товарищи народные артисты, теперь вы поняли, почему Голубович приглашен?». Зауважали, никто не обижался. Вот такая история у меня связана с ролью Тараса Бульбы.
У нас вообще большие планы связаны с этим спектаклем. Хотим осенью следующего года повезти «Тараса Бульбу» в Москву на театральный фестиваль «Золотой Витязь». На открытие сезона пригласили исполнительного директора фестиваля Алексея Костюченко. Если спектакль понравится – кто знает, может, с ним мы и заберем «Золотого Витязя». Но пока это только мечты.
– А в реальности в этом году вы были в составе жюри международного кинофестиваля «Золотой Витязь». А дебютная работа главного режиссера театра Анатолия Яворского «Если бы не вы…» была отмечена дипломом этого форума. Планируете в следующем году участвовать в кинофестивале?
– Уже начался подготовительный период к съемкам короткометражного фильма «Это земля наша», который снимает Анатолий Яворский. Так что планируем в следующем году представить на «Золотом витязе» эту работу.
Более того, не исключена возможность, что следующий фестиваль будет проходить у нас, в Луганске. Мы сейчас активно ведем переговоры на эту тему.
– Вы считаете, что это реально?
– Думаю, вполне. В мае я, наконец, встретился на «Золотом витязе» со своим коллегой Гойко Митичем, с которым давно мечтал познакомиться. В 1976 году была такая возможность, мы должны были работать в одной картине, но, к сожалению, судьба распорядилась по-другому. А когда приехал в Севастополь, вышел из машины возле гостиницы и увидел его. Гойко тоже обрадовался, бросился ко мне с криком: «Майкл!». Мы говорили с ним о будущем кинофестивале. Кстати, в 1993 году, когда в Югославии происходили аналогичные события, «Золотой Витязь» проходил именно там. Так почему в 2018-м он не может пройти в Луганске? Митич сразу сказал, что с радостью приедет к нам.
И другие известные актеры сюда поедут. Кто-то, может, испугается. Но я точно знаю, что обязательно приедут Ольга Кабо, Владимир Гостюхин, Александр Михайлов, Сергей Шакуров и другие – мы говорили об этом. Думаю, что такое событие стало бы очень значимым для Республики.
– Планируются ли в театре премьеры в новом сезоне?
– Обязательно. Идет работа над спектаклем «Приборкання норовливої» («Укрощение строптивой»). Для детей подготовим сказку «Морозко», для взрослых – новогодний мюзикл. В планах театра также постановка комедия «Звабливий ярмарок» по мотивам творчества Степана Руданского.
Кроме того, работаем над рок-оперой «Созвездие гончих псов». Либретто написал заслуженный работник культуры Украины Владимир Зайцев, прекрасную, на наш взгляд, музыку – заслуженный деятель искусств Украины Юрий Дерский. Действующие лица рок-оперы – собаки, но в них заложено столько гуманного и человеческого, что просто диву даешься. Материал очень интересный.
– А что коллектив театра будет представлять на гастролях?
– Рок-оперу «Распятая юность», потому что эта тема для нас очень важна. В этом году отмечается юбилей создания подпольной молодежной организации «Молодая гвардия». Мы уже показывали «Распятую юность» в Волгоградской и Астраханской областях, Воронеже, Москве, Крыму, Брянске. И где бы мы ни были, этот спектакль никого не оставляет равнодушным, потому что он очень эмоциональный. Мне думается, эта эмоциональность обусловлена важной деталью – молодежь, которая работает в этом спектакле, не понаслышке знает, что такое война, голод, боль, беда. Поэтому у рок-оперы особая энергетика.
К примеру, мы показывали ее в Крыму, на Всероссийском экономическом молодежном форуме. Представьте: 600 молодых людей, открытая площадка. Должен начаться спектакль, и вдруг – страшная гроза, ливень. Подождали минут десять, вроде бы, начинает утихать. Но только начали спектакль, снова пошел проливной дождь. Ни один человек не ушел! Ребята, стоя под ливнем, приветствовали нас, благодарили.
А весной были в Астраханской области, в Харабали. В середине спектакля зал вдруг поднялся. Артисты перепугались, подумали, что зрители уйдут. А они стоя смотрели! Это дорогого стоит.
Очень важно, когда у людей есть вера во что-то, когда человек сохраняет какие-то моральные и нравственные критерии. И нужно рассказывать об этом. Я страшный противник перечеркивания истории, отказа от чего-то. Нельзя, на то она и история.
Уже с 15 сентября мы едем с этим спектаклем в Волгоград, Астрахань, потом в Гуково Ростовской области. Будем показывать его и в Москве.
– Насколько укомплектована труппа?
– Практически полностью, потерь в новом сезоне нет. Кроме того, из академии культуры и искусств имени Матусовского постоянно приходит талантливая, перспективная молодежь. Хотя требования у нас, честно говоря, очень жесткие. Я всегда говорю молодым: если ты хочешь чего-то достичь, ты должен пахать. Ты должен уметь буквально все – кувыркаться, драться, фехтовать… Ты должен быть подготовлен как спецназовец, только тогда чего-то добьешься. Ничего, не пугаются.
Кроме того, у нас работает оркестр, очень талантливые музыканты. Они отдельно готовят несколько новых концертных программ. А голоса у наших артистов очень мощные, в этом зрители убеждались неоднократно.
Ну, и будем в новом сезоне продолжать работу детской студии, растить свою смену. Мы открыли малый зал, малую сцену, сейчас студия работает там. Наши малыши будут играть спектакли 20 и 23 сентября. Какие – пока секрет.
–Приезжают ли на ваши спектакли зрители с подконтрольной Украине Луганщины?
– Конечно. Буквально на днях звонили из Станицы Луганской: «Можно несколько мест на «Тараса Бульбу»? Я отложил, держу. И всех еще раз приглашаю на открытие театрального сезона.
В целом у нас в прошлом сезоне побывали около 270 человек из подконтрольных Киеву районов. Многие уже по несколько раз приезжали. Подходят к контролерам, благодарят, очень хорошие слова говорят. Ведь нашим землякам это тоже необходимо, беда у нас общая.
– А общаетесь ли с коллегами из созданного в Северодонецке «клона» украинского театра?
– Нет. Театр там работает, хотя из нашей труппы практически никто в Северодонецк не поехал. Они набирают каких-то молодых ребят – и пусть. К чести нашего коллектива, я категорически запретил вообще отзываться о них. Они нас «поливали» в соцсетях поначалу, сейчас, вроде, поутихли. Никто, ни один человек не ответил. Я считаю, что это правильно.