Выставка «Рыцарь киноиндустрии», посвященная кинематографисту, режиссеру, сценаристу, уроженцу Донбасса Александру Ханжонкову, открылась в помещении Министерства культуры, спорта и молодежи ЛНР в рамках проекта «Наши традиции».
Жизненный, творческий и коммерческий путь Ханжонкова представлен на планшетах выставки, подготовленной Государственным центральным музеем кино. Экспозицию дополняют фотографии, графические материалы и документы.
«Выставка рассказывает об уникальном человеке, который сделал индустрию кинематографа на территории сначала России, а потом и Советского Союза одной из самых мощных, продуктивных и производительных. Выставка насыщенна и текстовой информацией, и фотографиями, документами, раскадровками. Важно, что каждый, кто ознакомится с ней, сможет узнать об этом человеке и понять, что величие нашего народа строится на отдельных личностях, которые отдают себя делу своей жизни», – отметил начальник отдела по вопросам туризма и охраны культурного наследия МКСМ ЛНР Анатолий Дегтярев.
Ранее выставка работала в Луганской Республиканской универсальной научной библиотеке имени Горького в рамках проекта «Наши традиции».
Александр Алексеевич Ханжонков родился 8 августа 1877 года в деревне Ханжонковка Екатеринославской губернии (ныне поселок городского типа Нижняя Крынка Макеевского городского совета, ДНР) в семье сотника, происходившего из дворян Войска Донского. После окончания в 1896 году Новочеркасского казачьего юнкерского училища был принят в привилегированный Донской казачий полк. В 1905 году по состоянию здоровья был уволен в запас. Причитающуюся в таких случаях выплату в 5000 рублей Ханжонков вложил в кинопромышленность. Сначала он стал пайщиком московской компании «Гомон и Сиверсен», которая вскоре вливается в его собственное предприятие. Ханжонков организовал на новом оборудовании фабрику по производству кинолент в доме Саввинского подворья. Поначалу Ханжонков занимался только кинодокументалистикой и прокатом в России зарубежных фильмов, но уже летом 1907 года он начинает съемки отечественной картины. В январе 1909 года выходит на экраны первая художественная продукция ателье Ханжонкова - фильм «Драма в таборе подмосковных цыган». К этому времени в производстве в ателье Ханжонкова находятся одновременно несколько художественных и множество документальных фильмов, которые выходят в 1909 году.
Ханжонков был единственным из крупных российских кинопроизводителей, кто создал в своем ателье специальный Научный отдел для съемок образовательных фильмов. Он выпускал ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих российских специалистов.
После разгрома армии Врангеля Ханжонков в ноябре 1920 года уехал в Константинополь, затем в Милан и Вену. В 1923 году вернулся в Россию, работал консультантом «Госкино», а затем заведующим производством «Пролеткино». В 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. Ввиду отсутствия доказательств его вины был освобожден, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишен политических прав. Из-за резкого ухудшения здоровья вынужден был переехать из Москвы в Ялту. В 1934 году Ханжонков был реабилитирован и получил правительственную персональную пенсию. Умер 26 сентября 1945 года в Ялте.
Напомним, что проект «Наши традиции» реализуют Министерство культуры РФ и Музей Победы при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры, спорта и молодежи ЛНР, Луганского краеведческого музея. Выставки посвящены отображению различных исторических событий, жизненного, профессионального и творческого пути различных деятелей, достижений русских людей в различных отраслях и сферах, демонстрации природного, социального и научно-технического потенциала Российской Федерации.