Презентация масштабного музыкального проекта «Музыка войны и мира» состоялась на сцене творческого центра Луганской государственной академии культуры и искусств (ЛГАКИ) имени Михаила Матусовского «Красная площадь, 7». Об этом сообщили в пресс-центре вуза.
«Музыка войны и мира» – совместный проект академии Матусовского и Ростовской государственной консерватории имени Сергея Рахманинова.
«Так устроена жизнь, что на смену печали всегда приходит радость, любовь исцеляет любые раны, а вслед за войной непременно наступает мир. Искусство создавалось в самое разное время, поэтому сегодняшний концерт мы назвали «Музыка войны и мира», – отметила, представляя программу слушателям, доцент кафедры теории и истории музыки ЛГАКИ, кандидат философских наук Лилия Воротынцева.
Программа началась с симфонии Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии». Ее исполнили Молодежный симфонический оркестр академии Матусовского, дирижер – Сергей Йовса и заслуженный артист РФ, профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского Юрий Тканов (альт).
В вузе отметили, что «настоящим откровением для луганской публики стала премьера симфонической фрески «Александр Невский» из цикла «Иконы» современного композитора, профессора Ростовской консерватории Геннадия Толстенко.
Присутствующий в зале в этот вечер автор произведения рассказал, что «фреска родилась совершенно спонтанно».
«Ко мне поступил заказ от главного дирижера Волгоградского оркестра. Когда у них в городе открывался один из крупнейших храмов в честь святого князя, к этому событию хотели приурочить еще и музыкальное. Запланировали, что на нем будет исполнена хрестоматийная кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский» и произведения некоторых современных авторов», – пояснил Толстенко.
Он добавил, что начал «искать путь, свой взгляд на этого святого воина».
«Изучал житие князя и обратил внимание, что есть варианты его светского изображения, а есть иконы. И мне бросилась в глаза такая особенность: когда меч Александра Невского опущен в землю, он выглядит как крест. Когда поднят вверх - как оружие. Вот это сочетание воина-святого показалось мне значительным: святость, добро должны иметь свою защиту. Я отказался от батальных эпизодов и написал практически молитву, тихую молитву воину и защитнику», – рассказал композитор.
Толстенко добавил, что приехал в Луганск 6 марта и сразу пошел на репетицию.
«Был поражен, удивлен, я просто не ожидал: обратился к оркестру с некоторыми замечаниями, после чего они сыграли так молитвенно, что я чуть не расплакался!» – отметил музыкант.
Затем на сцене творческого центра состоялась еще одна премьера: Молодежный симфонический, а вместе с ним камерный хор ЛГАКИ «Альма-матер» под руководством Татьяны Кротько и хор «Благовест» (художественный руководитель – Любовь Пилипец) представили луганчанам гимн «Вперед, Донбасс!», музыку для которого написала преподаватель кафедры теории и истории музыки академии Матусовского Анна Ковалева.
«Идею и текст мне предложила наша завкафедрой, профессор Евгения Яковлевна Михалева. Когда работала над ним, хотелось призвать всех к единению. Гимн вообще должен быть таким, чтобы его можно было легко подпеть, и чтобы людям хотелось это делать: простой по мелодике, с простой гармонией, а не заумные какие-то композиторские техники. И чтобы дух патриотизма воспитывал!» – пояснила Ковалева.
Зрителя в этот вечер ждал еще подарок – увертюра Петра Чайковского «1812». Ее оркестр также исполнил с двумя хорами.