«Вот и Великий пост приближается», — приходит в голову каждому из нас. Действительно, пока еще только «приближается». Если для многих пост воспринимается, прежде всего, как ограничение в пище, то до этого еще далеко, целых три недели. Более того, ближайшая седмица будет «сплошной»: не будем поститься даже в те дни, в которые постимся почти круглый год — в среду и пятницу. Масленица ждет впереди. Но мы уже совсем близко к тем дверям покаяния, которые просим отворить для нас Господа.
С недели о мытаре и фарисее начинается период подготовки верующих к Великому посту. Заканчивается период подготовки в Прощеное воскресенье (26 февраля).
Кто же такие мытарь и фарисей и почему мы вспоминаем о них накануне поста?
Притча о мытаре о фарисее
Сказал Господь эту притчу. Два человека взошли в Храм помолиться, один — фарисей, а другой — мытарь. Фарисей встал и молился сам в себе так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди — корыстолюбцы, беззаконники, прелюбодеи, или хотя бы как вот этот мытарь. Нет, я соблюдаю пост дважды в неделю и жертвую десятую часть всего моего прибытка!» А мытарь, став подальше, даже глаз не смел возвести к небу, но только бил себя в грудь со словами: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Говорю вам, что второй пошел к себе домой более оправданным, чем первый. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а всякий, кто смиряет себя, будет возвышен.
Слово «фарисей» давно стало нарицательным, ведь фарисеи, как определенный тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, — род вечный и бессмертный. «Два человека пришли в Храм помолиться, — так начинается притча. — Один был фарисей, а другой — мытарь (сборщик податей для римской казны)». Невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделенные») были авторитетными и уважаемыми в народе, толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению приводило их к невыносимому формализму.
Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение. Фарисей в притче превозносится над мытарем. Мытарь же не смеет глаз поднять к небу и только бьет себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» — Но именно он, а не фарисей, — заключает притча, — «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».
Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?
В этой евангельской притчи на примере мытаря и фарисея Господь учит нас, с каким расположением духа нужно молиться в церкви или где бы то ни было. Молитва – великое дело. Через молитву человек общается с Богом, получая от Него дары благодати. В молитве Человек благодарит Бога как Благодетеля за непрестанные милости и славит Его как всесовершенного Творца и Промыслителя.
Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни.