О перспективах развития физкультуры и спорта в Республике, связанных с принятым Народным Советом законом «О физической культуре и спорте», рассказывает министр культуры, спорта и молодежи ЛНР Дмитрий Сидоров.
– Дмитрий Сергеевич, этот закон оказался одним из самых долгожданных документов, различные варианты его проектов неоднократно отправлялись на доработку. В чем причина?
– Действительно, закон «О физической культуре и спорте» стал очень трудоемким и длительным по рассмотрению документом. Самая первая редакция содержала положения, взятые из российского и украинского законодательства, и была подана на рассмотрение в Народный Совет еще в конце 2014 года. Однако таблица поправок и предложений к законопроекту тогда оказалась в три раза больше, чем он сам. Далее на протяжении 2015 года рассматривались все эти поправки, предложения, дополнения, работали несколько рабочих групп при профильном комитете, которыми были разработаны вторая и третья редакции. Но ни одна из них не получила одобрения, так как они имели спорные нормы.
Затем, уже в 2016 году, последовали отдельные дополнения Министерства спорта и молодежи. И четвертая редакция закона оказалась уже относительно подходящей к использованию. Но при внесении в Народный Совет снова были достаточно весомые поправки, спорные вопросы, связанные с концепцией закона. И далее продолжилась его доработка с привлечением экспертного сообщества из состава руководителей спортивных организаций и учреждений, представителей общественных организаций, различных мастеров по спортивным направлениям. Так велась работа над пятой, шестой, седьмой и восьмой редакциями закона. Девятая редакция поступила на рассмотрение парламентского комитета в 2017 году, однако в профильном Министерстве снова получила ряд вопросов и поправок. В течение 2018 года были отработаны уже последние поправки, и можно сказать, что на сегодняшний день закон принят в его десятой редакции.
Результатом такого кропотливого труда стало то, что документ принят именно с теми положениями, которые реализуемы в нынешних условиях жизни Республики. Так, вопросы, касающиеся олимпийского, паралимпийского, дефлимпийского (спортивные соревнования людей с нарушениями слуха – примечание ЛИЦ) спорта, отображены в заключительных положениях и будут вводиться в силу отдельными законодательными актами. Вопросы, связанные с нагрузкой на бюджет, переданы на рассмотрение для утверждения дополнительными нормативными правовыми актами (НПА) Совета министров. А все, что связано с формированием сборных спортивных команд, различными аттестациями, аккредитациями федераций по видам спорта, которые вправе по тем или иным условиям определять спортсменов как предстоящих «сборников», и многими другими вопросами будет в ближайшие полгода отрабатываться нашим Министерством с дальнейшим вынесением на рассмотрение Совета министров.
Так что пять лет работы над этим законом не прошли даром. В нем учтены практически все мнения касательно концепции развития сферы физкультуры и спорта в Республике.
– Принятия каких именно НПА потребует базовый закон?
– Сразу скажу, что их много, но они имеют разную градацию. Принятие части этих подзаконных актов относится к компетенции Народного Совета, некоторые будут приниматься Советом министров, а определенный сегмент составят приказы нашего Министерства с обязательной их регистрацией в Министерстве юстиции ЛНР. Разработкой всех НПА будут заниматься сотрудники Министерства культуры, спорта и молодежи (МКСМ) ЛНР, которое является исполнительным органом государственной власти в сфере физической культуры и спорта,
Внесения изменений и дополнений потребуют закон «О госпошлине», порядки формирования и реализации единого календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий, проведения аттестации тренеров и тренеров-преподавателей. Кроме того, необходимо принять программу ЛНР в сфере физической культуры и спорта, положение о республиканском оздоровительном спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», правила обеспечения безопасности при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий и поведения зрителей при их проведении. Нужно также подготовить НПА, касающиеся особенностей возмещения расходов, связанных с проведением физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий за счет средств госбюджета и/или иных источников финансирования, не запрещенных законодательством, финансирования за счет госбюджета физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в единый календарный план, утверждения норм расходов на их проведение.
Кроме того, будет разработан перечень военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и органов, осуществляющих руководство их развитием, а также стратегия развития физкультуры и спорта с 2020 по 2024 годы.
МКСМ планирует разработать и принять порядки формирования и обеспечения сборных команд ЛНР и проведения государственной аккредитации общественных организаций для наделения их статусом республиканской спортивной федерации, методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Республике, стандарт спортивной подготовки по виду спорта, форму бланка удостоверения о награждении знаком отличия ГТО. Помимо этого, будут разработаны положение и порядок создания центров тестирования по выполнению видов испытаний нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в сфере физкультуры и спорта, положение о спортивных судьях, инструкция по обеспечению общественного порядка и безопасности на спортивных объектах, порядок формирования и ведения реестра объектов спорта.
К этому перечню добавлю порядок проведения допинг-контроля и документ об утверждении перечня субстанций или методов, запрещенных для использования в спорте. Эти вопросы связаны больше с деятельностью антидопингового комитета, но, тем не менее, до вступления в международную ассоциацию нам необходимо разработать свои правила, по которым на официальных республиканских соревнованиях будет возможность отслеживать и дисквалифицировать спортсменов, использующих различные допинги. Особенно распространенными среди них являются мильдоний и милдронат.
– Вы упомянули, что, в числе другого, будет проведена аккредитация общественных спортивных организаций. Но по некоторым видам спорта в Республике существует несколько федераций. Их планируется объединять?
– Здесь механизм довольно сложен. В идеале такие федерации необходимо объединять, проводить их слияние, чтобы общественные организации на своем уровне выбирали лидера. Но в случае их отказа от подобных действий будет использоваться определенный перечень критериев, по которым организация может быть допущена к аккредитации. Даже если будет 20 федераций по одному и тому же виду спорта, только одна из них сможет получить статус республиканской. Другие могут быть муниципальными, просто федерациями по виду спорта – как угодно. Но аккредитация – это механизм взаимодействия с учетом уже предстоящего формирования сборных. И если мы аккредитуем две организации по какому-то виду спорта как республиканские, есть риск эскалации конфликта среди спортивной общественности.
Подчеркну, что даже в тех видах спорта, где общественная организация одна, нет гарантии, что она станет республиканской. При несоответствии определенным нормам, требованиям и критериям она так и останется просто общественной организацией.
– Разделяются ли в принятом законе понятия «тренер» и «тренер-преподаватель»?
– Да, и в этом уникальность нашего закона. Несмотря на то, что за его основу взято российское законодательство, ни в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ни в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» нет понятия «тренер-преподаватель». Оно включено в номенклатуру должностей педагогических работников, но законодательно отсутствует и в образовании, и в спорте. В нашем законе тренеры и тренеры-преподаватели учтены и терминологически, и статусно, в отношении этих субъектов устанавливается правовое регулирование на законодательном уровне.
Для чего мы ввели в закон понятие «тренер-преподаватель»? Потому что тренер, тренер-преподаватель, учитель по физкультуре или каким-то направлениям (то, что сейчас использует училище физической культуры и спорта, находясь в структуре Министерства образования и науки) – это разные уровни. Тренеры работают со спортсменами, как правило, уже имеющими разряды или звания, во всяком случае, по возрастной категории. Их работа – это, образно говоря, «дрессура»: подготовка профессиональных спортсменов к соревнованиям, подготовка сборных команд. Если же мы говорим о деятельности детско-юношеских спортивных школ, специализированных школ олимпийского резерва, то здесь как раз трудятся тренеры-преподаватели, которые занимаются не только подготовкой спортсменов, но и их воспитанием, развитием.
– В этой связи закон как-то регулирует необходимость специального образования для таких специалистов?
– На сегодняшний день категория мастера спорта подразумевает возможность работы тренером. Что касается тренеров-преподавателей, то этого (наличия категории) недостаточно. Однако сейчас, в условиях определенного кадрового дефицита, речь об увольнении таких работников, не имеющих специального образования, не идет. Правильнее будет проводить работу в сфере их дополнительного профессионального образования посредством, возможно, курсов повышения квалификации. К примеру, Луганский национальный университет (ЛНУ) имени Тараса Шевченко готовит учителей физической культуры и других специалистов, которые занимаются определенными видами спорта и имеют право преподавания. Работает кафедра спортивного менеджмента и в ЛНУ имени Владимира Даля. То есть, у нас есть возможности и для подготовки, и для переподготовки кадров. Так что у всех тренеров-преподавателей, кто по каким-либо причинам не получил специального образования, будет возможность доучиться без увольнения.
– Резюмируя, что, на ваш взгляд, принятый закон сможет дать профессиональным спортсменам, спортивной общественности и просто приверженцам здорового образа жизни?
– Самое главное – он устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в сфере физической культуры и спорта на территории Республики. А значит, этот документ дает возможность всем – и государственным органам, и общественным организациям – работать над оптимизацией сферы. Я думаю, очень важным последствием его применения станет достаточно жесткая и понятная ответственность не только государства перед обществом, но и общества (в частности, его спортивной части) перед государством. Потому что, увы, на сегодняшний день ряд федераций не работают в полном объеме, так как должны работать.
А для всех спортсменов Республики – и профессионалов, и любителей – после принятия необходимых подзаконных правовых актов, я уверен, откроются новые перспективы. Разработка этих НПА уже началась, так что дело только во времени.