Луганский академический русский драматический театр (ЛАРДТ) имени Павла Луспекаева 23 июня закрыл юбилейный 80-й театральный сезон премьерой комедии-блефа «Игроки» по мотивам одноименной пьесы русского классика Николая Гоголя.
Режиссером-постановщиком, сценографом, музыкальным и пластическим оформителем спектакля выступил российский режиссер Бари Салимов.
Классическое произведение, которое рассказывает о том, как карточные шулеры обманули мошенника, режиссер перенес в лихие 90-е годы ХХ века. На сцене зритель видит героев пьесы в образе «вышибал» периода развала СССР с невысоким уровнем интеллекта и соответственным моральным обликом.
Спектакль богат новыми для Луганска формами выразительности и художественными приемами. Так, само действие происходит не в трактире, как у автора, а в подсобном помещении или на сцене старого районного ДК, где свалены в большую кучу, напоминающую корабль, «декоммунизированные» предметы театрального реквизита, в числе которых мы видим и красные флаги, и бюст Владимира Ленина. Именно эта обстановка и является главными декорациями постановки. Время от времени сцена вращается, создавая ощущение блуждающего по кругу корабля-призрака. Актеры громко поют на сцене роковые композиции конца прошлого века, дерутся в азарте карточной игры, используют зрительный зал для действия, устраивая эмоциональные перепалки рядом со зрителем. В тексте персонажей проскакивают фразы и выражения того времени.
Режиссер рассказал, что к драматургии Гоголя обращается впервые, однако осуществить постановку классика он задумал раньше, чем получил приглашение в Луганск.
«Видите, мне 30 лет, и 90-е годы – это для меня личная какая-то драма, я просто вышел из этих 90-х. Было время лихое, в какой-то мере, время свободы, и мне кажется, его нужно было отрефлексировать со всеми его идеалами», – сказал он.
Режиссер отметил, что не ставил основной задачей профилактику среди населения вреда азартных игр и общения с шулерами. Более важно для него было показать, что нельзя быть чрезмерно уверенным в своих силах, потому что эта уверенность не всегда объективна и рано или поздно приведет к поражению.
«Это не моя идея, это идея Гоголя – мысль том, что Ихарев уверовал, что он «поймал Господа за бороду», и я именно таким образом расшифровал сверхзадачу этой пьесы: что ни в коем случае нельзя быть уверенным, Господу видней, в моем случае «Господь» - это некая метафора всеобщей справедливости», – раскрыл он задачу постановки.
«Время 90-х – время молодых. И сегодня в спектакле играли молодые артисты, это их время, это их распутье, и куда повернет их корабль – это от них все зависит. Что касается работы в спектакле – я могу им сказать большое спасибо, мне было очень приятно с ними, я ими доволен. Я надеюсь, что эта работа станет для них неким движением дальше», – добавил Салимов.
Бари Салимов в 2018 году окончил режиссерское отделение Школы-студии Московского художественного академического театра (МХАТ) класса народного артиста РФ, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Камы Гинкаса. Успел поработать актером в театрах Магнитогорска, Челябинска, Самары, Ростова-на-Дону, одновременно осуществлял постановки в качестве режиссера. Следующий спектакль он едет ставить в Тольятти, труппа ЛАРДТ имени Луспекаева желает ему творческих успехов.
В «Игроках» заняты: народный артист ЛНР Евгений Кравцов, актеры Влад Солодилов, Влад Кузьминых, Артем Демянчук, Руслан Махортов, Валерий Кучмий, Владислав Иванов, Александр Сазанов, Иван Шварев, Аделаиду Ивановну сыграла Лолита Игошева. Художник-постановщик – Татьяна Набой, художник по костюмам – заслуженный работник культуры ЛНР Галина Диденко, композитор – заслуженный деятель культуры Украины Михаил Мордкович.
«Вот в такой жаркий от аплодисментов день мы завершаем 80-й театральный сезон. Спасибо вам, что вы были с нами, приходите, мы вас любим, мы работаем для вас», – обратилась после спектакля к зрителям директор театра Галина Михайлюк-Филиппова.
«Игроки» – комедия, впервые напечатанная в четвертом томе издания «Сочинения Николая Гоголя» в 1842 году. Сам автор считал ее незаконченной, при том, что в произведении достаточно четко выстроены завязка, развязка и все сюжетные перипетии. Впервые пьеса была поставлена в феврале 1843 года на сцене Малого театра в Москве.
Напомним, что в завершившемся театральном сезоне театр выпустил шесть премьерных спектаклей, а также провел открытый международный театральный фестиваль имени Павла Луспекаева «Госпожа Удача», в котором приняли участие коллективы театров из России, Южной Осетии, Луганской и Донецкой Народных Республик. 81-й сезон откроется в сентябре премьерой спектакля «Гранатовый браслет» по повести Александра Куприна.