Министерство
культуры, спорта и молодежи
Луганской Народной Республики

Министерство культуры Луганской Народной Республики » Религия » Православные праздники » СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Дата публикации: 14-02-2017, 16:38

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

 

15 февраля Православная Церковь совершает празднование Сретения Господа нашего Иисуса Христа.

         Когда родители Спасителя принесли Младенца в храм для принесения за него положенной жертвы, там их встретили праведный Симеон и пророчица Анна. Со старцем Симеоном связана особая история.

         Еще в III столетии до Рождества Христова царь Птоломей Филадельф, бывший большим библиофилом, пожертвовал в Иерусалимский Храм золотой престол и обратился к евреям с просьбой перевести их священные книги на греческий язык для Александрийской библиотеки. Тогда иудеи избрали 72 толковников: по 6 человек из 12 колен, которых поселили на острове Родос для работы над переводом священных текстов с еврейского языка на греческий.

         Согласно преданию, среди 72 толковников был некий Симеон, который, переводя книгу пророка Исаии, и дойдя до пророчества о Рождестве Спасителя «се, Дева во чреве приимет и родит Сына», еврейское слово «альма» (дева, молодая женщина) перевел на греческий как «парфенос» (дева). Однако, еще раз вернувшись к этому месту, Симеон подумал, что слово «парфенос», по-видимому, неуместно в отношении родившей, и решил, свою «ошибку» исправить. В этот момент ему и явился ангел, который запретил Симеону исправлять перевод, пообещав ему, что не увидит смерти, пока сам не узрит рожденного от Девы Христа.  

         Через 40 дней после Рождества Христова Мария и Иосиф принесли Богомладенца в Храм, дабы принести установленную Законом жертву и представить своего Сына пред Господом. В это время в Храме находился и старец Симеон, пришедший туда по внушению Божию. Встретив Марию и Иосифа, Симеон взял Младенца на руки и про изнес: «Нынe отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром: яко видeста очи мои спасeние Твое, еже еси уготовал пред лицем всeх людей: свeт во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Потом Симеон обратился к Деве Марии и, предрекая Ее будущие душевные муки в связи со Страданием и Смертью Ее Сына, сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и тебe же Самой душу пройдет оружие. Яко да открыются от многих сердец помышления». При этом находилась и «Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

         Церковно-славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Праздник Сретения, с которым народный обычай связывает встречу зимы и весны, это праздник встречи двух Заветов — Ветхого и Нового, закона и благодати: «милость и истинна сретостася, правда и мир облобызастася». В лице двух престарелых праведников — Симеона Богоприимца и Анны пророчицы — Ветхий Завет принимает свое исполнение в лице Богомладенца Спасителя и отступает в прошлое, как завершивший свое предназначение.

         Напоминает нам праздник Сретения и о личной, внутренней встрече с Богом, для которой необходимо очищение от греховных страстей и исполнение заповедей Христовых. «Желаете сретить Господа, — говорит святитель Феофан Затворник, — поревнуйте о чистоте… Чистота есть бесстрастие. Путь к бесстрастию — исполнение заповедей… Поревнуйте же исполнить заповеди, и вступите в область чистоты, и сретите Господа… Не подумай кто, что для сего надо делать большие какие перемены в жизни или изобретать особые пути. Нет, в каком звании кто призван, в том да пребывает. На всех путях встречается Господь... Только всякий твори свое дело как следует… Живи хорошо как семьянин, как гражданин, как сын Церкви… и освятит тя Христос, и возблаговолит быть принятым в объятия сердца твоего как в объятия праведного Симеона».

 

О Сретенских свечах

         Согласно церковной традиции, в день Сретения Господня в православных храмах освящают свечи. Этот обычай пришел в Православную Церковь в XVII веке. Во время этого освящения мы молимся, чтобы подобно тому, как свечи видимым огнем прогоняют ночную тьму, так и сердца наши избежали слепоты и тьмы греховной, просвещенные невидимым огнем — светлостью Святого Духа.

         Свечи эти так и называются – сретенские. Сретенская свеча символизирует Свет, принесенный Иисусом Христом на нашу землю.

         Сретенские свечи отличаются от обычных, которые продаются в церковных лавках, только чином освящения. Если простая церковная свеча освящается в любое время, то сретенская – только один раз в год. В старину сретенскую свечу хранили целый год в красном углу избы за иконами или сундуке с семейными реликвиями.

         Сретенская свеча, как и любая церковная свеча, предназначается сугубо только для возжжения ее во время молитвы, особенно если молимся при решении важных жизненных проблем, если мы заболели, если нас одолели скорбь, печалью. Нужно помнить о том, что любая церковная свеча – это жертва Богу. Мы ставим ее с молитвой:

«Прими, Господи, жертву сию за рабов Твоих» (называем имя или имена тех, за кого ставим). Если свеча ставится какому-либо святому, то молимся: «Святый угодниче Божий (имя) моли Бога о мне (или о нас)» и перечисляем  имена.

         Чтобы полнее и точнее понять значение церковной свечи, прочитайте слова праведного Иоанна Кронштадтского:

«Видя свечи горящие и лампады в церкви, восходи мыслию от огня вещественного к невещественному огню Духа Святаго: Бог наш есть огнь поядаяй (Евр. 12, 29)… Свеча или лампада напоминает нам о свете и огне духовном, напр., о словах Господа: Я – свет, пришедший в мир, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет (Иоан. 12, 46), или: огня приидох воврещи на землю, и что хощу аще уже возгореся (Лк. 12, 49), или: да будут чресла ваша препоясана, и светилницы горящии, и вы подобни человеком, чающим господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему (Лк. 12, 35, 36), или: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16), – и самою вещию, самым существом своим учат нас соответствующим свету и огню духовным вещам или предметам, напр., чтобы сердца наши всегда горели любовью к Богу и ближнему, чтобы мы не допускали в себе возгораться страстям или геенскому огню, чтобы примером добродетельной жизни мы светили другим, как свеча светит нам в делах житейских… Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу… Твоя свечка как бы жертва всесожжения Господу; да будет же она дар Богу от совершенного сердца».