Министерство
культуры, спорта и молодежи
Луганской Народной Республики

Министерство культуры Луганской Народной Республики » Религия » Православные праздники » Вселенская родительская (мясопустная) суббота ( 18 февраля )

Дата публикации: 16-02-2017, 14:53

Вселенская родительская (мясопустная) суббота ( 18 февраля )

 

Души усопших от благочестия ближних

живущих получают отраду,

когда за оную приносится жертва Ходатая

или творима бывает милостыня в Церкви.

Блаженный Августин

         В православном календаре есть особые дни для всецерковного поминовения усопших. Эти дни называются родительскими субботами, они были установлены в первом тысячелетии.

         За неделю до Великого поста, а если быть точнее, за 8 дней, Святая Церковь установила день поминовение усопших, который называется Вселенская Родительская (мясопустная) субботаВ этом году отмечается 18 февраля.

         Первоначально название родительская суббота, конечно, произошло оттого, что в этот день дети поминали своих покойных родителей.

         Традиция Церкви совершать поминовение усопших именно по субботам связана с тем, что суббота – это «день покоя», символ упокоения от суетной жизни, пребывания в Боге, Который в седьмой день «почил от всех дел Своих» (Быт. 2, 3). День воскресный, по самому названию, говорит о жизни, вливающейся в нашу душу, о жизни торжествующей, о сути воскресения. Так что, кажется, самой историей своей суббота назначена к тому, чтобы мы вспомнили отшедших от этой временной жизни наших родных и близких, молились о упокоении их со святыми.

         Установление Вселенской родительской субботы перед неделей (седмицей) мясопустной (Масленицей) восходит к преданию апостольскому, что подтверждается Уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).

         Основанием для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный (на следующий) день на Божественной Литургии читается отрывок Евангелия (Мф 25:31—46), в котором верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. Именно поэтому, накануне этого дня, как бы в день, предшествующий Страшному суду Христову, нам следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова — и святыми, и живущими, и умершими, «от Адама до нынешних дней усопшими во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода, внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния».

         Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу приносит великую пользу и помощь умершим нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

         Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

         Панихида в переводе с греческого означает «всенощный». Словом «панихида» христиане называют заупокойное богослужение, заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.

         Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, которую также называют греческим словом «парастас». В саму субботу, утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее - общую панихиду.

На парастас или на заупокойную Божественную литургию можно подать записки об упокоении с именами родственников, близких вашему сердцу умерших - православных христиан. В записке крупным разборчивым почерком пишутся в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?») имена поминаемых. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище.

         В такие дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый "канун". Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников. К иконам ставят свечи о здравии родственников и близких вам людей.

         В этот день по древней традиции принято приносить в храм, по возможности,  хлеб, сладости, растительное масло, фрукты, овощи, постные продукты, и вино – кагор. Вино и постные продукты, принесенные в храм в пятницу, называют принесенными «на канун». Продукты принято оставлять на особом столе, который в родительские субботы выносят на середину храма. Продукты используют для нужд храма и для передачи малоимущим людям, которые находятся под опекой того или иного прихода. Таким образом, вы сможете и служить ближнему, и помянуть по всем правилам усопших родственников.        Крепкие спиртные напитки, к примеру, водку или коньяк, как и мясные продукты, приносить в качестве пожертвования не принято.          Иногда человек стоит перед выбором: посетить могилу родственника в родительскую субботу или прийти в храм на службу. Священнослужители больше склоняются к тому, что для душ ваших близких гораздо важнее искренняя молитва, которую можно совершить во время особенного богослужения. А потому нужно отдавать предпочтение посещению храма.

         При желании и возможности можно заказать панихиду и уже после совершения молитв разрешается посетить кладбище, привести в порядок могилу, заменить цветы, тем самым показывая, что храните память о близком человеке.

         Как провести остаток дня в родительскую субботу и можно ли убираться? Запрет на уборку дома в этот день — не более, чем суеверие, день, конечно, нужно начать с посещения храма, совершения молитв, посещения кладбища, а после при необходимости можно выполнять привычные домашние дела.

         Казалось, много ли может наше поминовение? Кто мы такие, чтобы наши молитвы могли что-то изменить? Духовные истины постигаются по-разному. Кто-то сразу принимает их сеpдцeм, кому-то необходимо испытание разумом, но полностью убеждает нас, как правило, опыт.

         Поминальные молитвы необходимы не только умершим. Молитва есть дело милосердия, и Господь особенно благоволит к молящимся о других.

         Молитва за других – особый род милостыни. Никогда не пренебрегайте возможностью совершить ее. Не смущайтесь поминать тех, кто даже случайно пришел вам на память.

         У Бога случайности нет. Поминайте дома, не забывайте поминать в церкви. И вы почувствуете, как уменьшится земное тяготение, станет легкой душа, потому что с вами будет милость Господа.