Министерство
культуры, спорта и молодежи
Луганской Народной Республики

Министерство культуры Луганской Народной Республики » Религия » Песах — один из древнейших праздников иудаизма

Дата публикации: 4-04-2017, 16:36

Песах — один из древнейших праздников иудаизма

 

Песах — один из древнейших  праздников иудаизма, он посвящается самому главному событию библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа — Исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего рабства.

Как праздник Песах связан с нами?

Исход из Египта, которому посвящен праздник Песах занимает центральное место в жизни еврейского народа. Это событие учит каждого еврея, указывает ему дорогу в целом и в отдельных моментах. Одна из главных черт Исхода - это вера во Всевышнего, в то, что он причастен ко всему ,что происходит в мире. И это выразилось в том, что миллионы мужчин женщин детей целый народ одновременно оставили богатую и обжитую землю, отправились в дальнюю дорогу без провизии и каких-либо запасов, полагаясь только на слова Моше рабейну (Моисея), который говорил от имени Всевышнего.

Более того, оставив Египет, они не выбирали короткий и знакомый путь- через землю Плиштим.  Путь этот, хоть и содержал в себе опасность войны, все же давал шанс выжить - либо одержав победу, либо сохранив  в живых хотя бы часть народа. Но вместо этого был сделан другой выбор, не оставляющий ни какой реальной возможности для выживания - выжженная пустыня. И снова - единственной причиной такого выбора было указание Моше от имени Всевышнего.

Если вдуматься в этот факт, более всего поражает то, что все эти события произошли после 210 лет оседлой жизни в земле Гошен с благодатными природными условиями и плодоносной почвой, где урожай не зависит от дождей, где река Нил всегда в изобилии дает воду. «Со дня исхода твоего из страны Египетской» - с момента выхода из Египта Всевышний обязал евреев всецело полагаться на Него и верить в Его постоянное вмешательство во все происходящее в мире. И все наше поведение, вплоть до повседневного быта, должно зависеть исключительно от Его указаний, без учета всех других указаний и законов природы.

Этот принцип стал сопровождать весь наш народ, и каждого из его сынов во всем и всегда, на протяжении всей нашей истории.

В современном мире, каждый из нас погряз в собственном рабстве. Кто-то попал под влияние денег, власти или привычек. Но мы должны вспоминать события праздника Песах и выходить из своего внутреннего рабства, тем самым одерживая верх над собой для служения Всевышнему

Какого числа Песах?

Празднование Песаха ежегодно начинается 15 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю. В самом Израиле этот праздник семидневный, за его пределами – восьмидневный. В григорианском летоисчислении дата праздника каждый год разная и высчитывается отдельно. В 2017 году праздник Песах начинается с заходом солнца 10 апреля. Квасное запрещено есть с четвертого солнечного часа 10 апреля. Суть еврейской Пасхи. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства. В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества — скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства. Традиция связывает название "песах" с тем, что Б-г "прошел" (на иврите — "пасах") мимо домов евреев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сидуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "праздником опресноков", так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец). Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате "Псахим". Что готовить на Песах Единственный хлеб, разрешенный в Песах — маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода оттуда. Весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца — напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Иудеи до наступления Песаха убираются в доме, особенно на кухне. Собирают все квасное и сжигают в последнее утро перед Песахом. Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза седер ("порядок"), которая устраивается в первый вечер праздника (в странах диаспоры — в первые два вечера). Седер начинается после возвращения из синагоги; вся семья с гостями собирается вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элиягу (Илии). Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень — марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина — харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеару также кладутся три символических блюда: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения. Кулинарные традиции Песах Во время седера евреи проходят через пять мицвот (обязательных этапов). Первый — съесть мацу, второй — выпить четыре чаши вина, третий — съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый — чтение Агады, а пятый — чтение хвалебных псалмов. В пасхальную трапезу часто входит гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо. Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…" По традиции, принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элиягу, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции, пророк Элиягу считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году — в Иерусалиме!".

Что можно и что нельзя в Песах.

На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное. Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены. В первый и второй дни Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение. Пять последующих дней называются "обычными днями праздника" и считаются рабочими. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов. Седьмой и восьмой дни Песаха завершают торжества праздника и считаются нерабочими. Они отмечаются в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.